Офтальмология автомобиля

Весь комплект материалов и инструмента, необходимых для ремонта стекла, без труда умещается в небольшом чемоданчике.

 

 

Очень выгодным решением представляется ремонт автомобильных стекол: стартовые вложения в обо­рудование и расходные материалы минимальны, а обучение мастера проходит в кратчайшие сроки. Даже к помещению требования минимальны: пло­щадь его должна быть достаточной для установки автомобиля, температура не должна опускаться ниже +15°С. Жесткое требование только одно: необходимо хорошее освещение, но в случае нужды и эту проблему можно разрешить с помо­щью мобильных светильников.

Если же вы планируете пополнить ремонтом стекол предложение уже существующего сер­виса, практически никакого дополнительного оснащения ему не потребуется.

Рассмотрим процедуру ремонта стекла на базе комплекта инструмента и расходных материа­лов американской компании Delta. Расходные материалы, входящие в комплект, обеспечивают ремонт около 100 ветровых стекол.  

Перед тем как приступать к ремонту, надо дать стеклу прогреться примерно до комнатной температуры. В экстремальных случаях, когда ремонт производится прямо на обочине (а есть и мобильные комплекты с аккумуляторным инструментом и ультрафио­летовыми лампами с питанием от прикурива­теля), можно прибегнуть для этого к местному обогреву, но все же предпочтительней прово­дить ремонт в стационарных условиях, в чистом и светлом помещении. Кроме того, если стекло теплое, это предотвращает вероятность возник­новения конденсата, мешающего работе.

Естественно, начать следует с осмотра повреж­денного стекла. Очень помогает при осмотре и последующей работе зеркальце на присоске, крепящееся с обратной стороны от повреж­дения, т. е. чаще всего - с внутренней сторо­ны стекла. Весьма желательно, чтобы дефекты были чистыми, чтобы в них не забилась грязь, устранить которую порой просто невозможно, в этом случае дефект хоть и будет отремонти­рован, но след все же останется. Кроме того, не рекомендуется ремонтировать выщербины, диаметр которых превышает 5 см, а также нахо­дящиеся непосредственно перед глазами води­теля (хотя устранение таких повреждений труда не вызывает, они могут привести к повышенной утомляемости зрения водителя, играя роль свое­образных «соринок в глазу», или создать серьезные проблемы при техосмотре). А если струк­тура стекла нарушена, например, произошло расслоение, такое стекло неремонтопригодно и подлежит замене. Не стоит уступать угово­рам клиента и восстанавливать стекло любой ценой, ведь если у владельца машины потом возникнут проблемы, винить он будет именно вас и даст нелестный отзыв о вашей работе зна­комым. Кроме того, не следует ремонтировать и стекла, в которых вертикальные трещины проходят от края до края, особенно в автомо­билях, снабженными подушками безопасности, так как последние при столкновении опираются на стекло, и если его целостность нарушена, не обеспечат необходимый уровень безопасности пассажира.

Если результат осмотра оказался благоприят­ным, начать следует с очистки повреждения: удалить все осколки стекла, очистить выщер­бины и трещины от грязи и засверлить длинные растущие трещины. Чем лучше проведена очис­тка, тем лучше будет поступать в повреждение полимер и тем прочнее будет восстановленный участок. Сверление же не только предотвращает дальнейшее расползание трещины, но и облег­чает поступление в нее полимера. Опытные мас­тера рекомендуют вначале осторожно нажать на трещину, чтобы посмотреть, растет ли она, а если растет, то в каком направлении. Место сверления следует выбирать очень аккуратно: если отойти слишком далеко от конца трещины, есть риск, что при дальнейшем росте она просто обойдет место сверления, а если чересчур близ­ко, она может «проскочить» под точкой сверле­ния еще до того, как операция будет завершена. Для начала неплохой прикидкой будет расстоя­ние чуть менее 1 мм.

Далее необходимо установить на стекло мост - зажимное устройство для инжектора. Три регулировочных винта обеспечивают удобную установку даже на поверхностях с относительно малыми радиусами изгиба. Место установки выбирается так, чтобы инжектор был нацелен на центр выщербины (ориентируйтесь по отраже­нию в зеркальце). Операция эта довольно тонкая: с одной стороны, необходимо обеспечить надежную и точную фиксацию моста, с другой - не развить слишком большое усилие, которое может привести к разрастанию дефекта.

Далее требуется поместить несколько капель основного полимера в тело инжектора, уста­новить поршень инжектора и медленно ввер­нуть его до конца, чтобы ввести полимер в углубление и трещины. Инжектор развивает давление 2,5—5,0 Па, обеспечивая поступле­ние полимера даже в очень тонкие и длин­ные трещины. Кроме того, для самых труд­ных случаев предусмотрен более жидкий полимер, обладающий высокой текучестью и поступающий в трещину быстрее и даль­ше. Как правило, эта стадия длится около 15 минут. Впрочем, производитель предусмот­рел возможность сократить время ожидания приблизительно до 5 минут: для этого надо увеличить давление, нажимая на верхнюю кнопку большим пальцем. Это опять-таки следует делать медленно и осторожно, избе­гая излишнего давления. Как правило, облег­чить растекание полимера может аккуратное прогревание стекла с обратной стороны, тре­щина при этом расширяется. Однако имейте в виду, что перегрев может привести к выте­канию полимера из трещины, сводящему всю работу на нет. 

На следующем этапе необходимо медлен­но поднять поршень, придерживая корпус инжектора. Образующийся при этом вакуум втягивает излишки полимера с поверхнос­ти вместе с попавшими в него пузырьками воздуха. Собственно говоря, именно из-за них и необходим этот этап, так как воздуш­ные внедрения будут очень заметны после ремонта.

Если все выполнено правильно, после удале­ния воздуха мост можно снять. Дальнейшие операции относительно просты. Необходимо отрезать кусочек пленки, с запасом покры­вающий ремонтируемую область, прикле­ить ее чуть ниже места ремонта и, добавив каплю полимера по центру ремонтируемого участка, дать пленке приклеиться к нему. Остается с помощью присосок закрепить уль­трафиолетовую лампу над этим местом и экспонировать в течение рекомендованного времени (от 1 до 5 минут, в зависимости от лампы и места ремонта), чтобы произошла полимеризация.

Сняв пленку, удалите излишки полимера, держа лезвие под углом 90° к стеклу. При хорошем навыке эта операция занимает несколько секунд. Остается лишь отполи­ровать отремонтированный участок с помо­щью салфетки из нетканого полотна и полировальной пасты, опять-таки входящей в комплект. Если повреждение было свежим, не успевшим загрязниться, место ремонта, как правило, трудно заметить сходу, так как коэффициент преломления полимера прак­тически совпадает с коэффициентом прелом­ления стекла.

Если все прошло успешно, клиент останет­ся доволен и еще не раз обратится к вам ради подобных услуг: увы, гравий, летящий в лобовое стекло из-под колес идущей впере­ди машины, даже на лучших наших дорогах не в диковинку. Порекомендуйте клиенту защитить повреждение от влаги и грязи, хотя бы просто заклеив его скотчем, ведь тогда результат ремонта будет заметно более качественным.

Новичкам следует заранее попрактиковаться на стеклах, уже пришедших в негодность, но, как утверждают опытные мастера, уже через 2-3 дня обучаемый работает вполне уверенно.
 
Во время реальной работы весь процесс - за вычетом «вынужденных простоев», т. е. тех­нологических операций, протекающих без участия человека, - занимает куда меньше времени, чем ушло на чтение этой статьи. Такой вид услуг может стать и хорошим зачином для нового бизнеса, и подспо­рьем действующему сервису, помогая рас­ширить предложение и тем самым повысить привлекательность вашего предприятия для клиента.
03 Марта 2010