Сканеры для диагностики неисправностей

Рост продаж новых автомобилей в середине 2000-х годов спровоцировал развитие нового сегмента на рынке автосервисных услуг. В крупных городах России начали активно появляться независимые монобрендовые либо специализированные станции технического обслуживания. Что представляет собой автосервис такого формата? Как правило, это автомастерская, основателем которой является бывший технический специалист какого-нибудь дилерского центра. Пройдя обучение, набравшись опыта, он уходит на «вольные хлеба», уводя за собой значительное число постгарантийных клиентов дилера.

Одним из главных конкурентных преимуществ автосервисов такого формата является довольно высокий уровень диагностики и ремонта. Если не обращать внимание на внешний антураж таких автомастерских, то можно признать, что качество услуг у них находится на одном уровне с дилерским. Именно это и привлекает владельцев автомобилей, у которых недавно закончился гарантийный срок. Они не готовы продолжать платить за обслуживание своих автомобилей по ценам дилерских сервисных центров. И в то же время они не доверяют мультибрендовым автосервисам, полагая, что такие станции не знают каких-то технических особенностей их марки. Кстати, зачастую эти подозрения имеют под собой все основания. Уровень знаний сотрудников независимых СТО о том, как правильно обслуживать и ремонтировать относительно новые постгарантийные автомобили, действительно крайне низок.

Опыт плюс средства диагностики

Впрочем, наличие знаний и наработанной клиентской базы – это ещё не является залогом успеха независимой монобрендовой станции. Для того, чтобы применять знания., бывшему специалисту дилерского центра потребуется соответствующий инструментарий. А именно – специнструмент и дилерский диагностический сканер. И если с покупкой специального инструмента больших проблем не возникнет, то поиски настоящего дилерского сканера могут сильно затянуться. В свободную продажу такое оборудование не поступает. Так что покупка его возможна только в том случае, если какой-то из официальных сервисных центров внезапно решит обновить парк диагностического оборудования. Но даже если вам удастся найти предложение о продаже дилерского сканера, бывшего в употреблении, то его стоимость вас, мягко говоря, удивит.

Мультибрендовые диагностические сканеры, которыми пользуется подавляющее большинство универсальных СТО, для данной работы не подойдут, поскольку их возможности не смогут удовлетворить и половины всех потребностей монобрендового сервиса, претендующего на полноценную конкуренцию с официальным дилером.

Именно это обстоятельство и подстегнуло в последние годы спрос на так называемые «клоны» (либо «аналоги») дилерских сканеров на российском рынке. Впервые интерес к этим устройствам появился в конце нулевых годов. Потом было резкое увеличение интереса к данному оборудованию. Сейчас спрос на «клоны» специалисты оценивают как «стабильный». Впрочем, говорить о какой-либо достоверной статистике продаж таких устройств не приходится, поскольку все они находятся, как говорится, «вне правового поля».

«Главный и единственный поставщик данного оборудования – это Китай. – рассказывает начальник отдела продаж компании «Техноэкспорт» (Новосибирск) Павел Распопин. ­ - Китайские электронщики давно имеют славу лучших мастеров по созданию копий. Талантливо копировать они могут что угодно – хоть IPad, хоть диагностический сканер. Причем делают это быстро и, если это применимо данной работе, качественно. Копии дилерских сканеров у них получаются довольно хорошими, вплоть до того, что даже корпус диагностического прибора воспроизводится именно такой, как у официального производителя. Естественно, как и любая другая копия, «клон» диагностического дилерского сканера отличается от оригинала. Главное отличие – это задержка с обновлением программного обеспечения. Но задержка – не критическая. Обновления для «клонов» появляются на специализированных сайтах примерно через полгода после того, как они появляются у официальных дилеров. Для автомастерской, у которой более 95% клиентуры составляют владельцы автомобилей, имеющих срок эксплуатации более 2 лет, эта задержка вообще не принципиальна».

Хороший клон поддерживает практически все функции дилерского сканера: это идентификация блока управления, считывание кодов неисправности и их удаление, считывание снимка параметров (Freeze Frame), считывание текущих параметров (Data Stream, Live Data, Measuring values), активация – управление исполнительными механизмами (Actuation test), сброс сервисных индикаторов (Service reset - Time inspection, Distance inspection, Oil inspection), кодирование (Coding) – корректирование настроек блока управления, в том числе информации о комплектации транспортного средства; программирование (Programmimg, Flashing), что позволяет изменять прошивку (программы) ЭБУ, вывод справочной информации и так далее.

Единственное, чего не сможет выполнить неофициальный дилер с помощью клона дилерского сканера – это внести изменения в некоторые функции безопасности, поддержка которых связана с обращением к серверу автопроизводителя. Но и то не по причине «ограниченных возможностей» такого сканера, а в силу того, что для этого потребуется обратиться к производителю. А производитель предоставляет данную информацию только официальным дилерам.

Кто разделит риски?

Ответ на этот вопрос довольно короткий: «Никто». Проблема качества «клонов» стоит довольно остро. Дело в том, что сегодня весь бизнес по продаже подобных сканеров перекочевал в интернет. Серьезные поставщики оборудования с данными сканерами связываться не хотят по целому ряду причин. Во-первых, оборудование приобретается и используется покупателем, фактически, на свой страх и риск. «Серый» китайский производитель не несет ответственности за свой продукт. Он предлагает его «как есть». Ни о какой гарантии при покупке речи быть не может, как, впрочем, и об ответственности производителя сканера за то, что вы натворите с данным прибором в автомобиле клиента.

«Поставлять такой сканер, не зная, в какие руки он попадет, – это очень рискованно, – считает технический директор компании «ИМПАКТ Сибирь» (Новосибирск) Есен Тюлеубеков. ­– Дело в том, что в руках неопытного диагноста «клон» дилерского сканера – это очень непредсказуемый прибор, которым можно вывести из строя любой блок управления. Я бы не рекомендовал руководителям независимых автосервисов допускать к работе с данными сканерами тех сотрудников, которые не имели достаточного опыта работы в дилерских центрах. Это рискованно. Особенно это касается автомобилей группы VAG и BMW. С аналогами сканеров японских автомобилей ситуация не такая сложная».

Вторая причина, по которой поставщикам оборудования не выгодно продавать данное оборудование, – довольно невысокий спрос. «Аналоги» сканеров – это продукция нишевая, которая имеет своего покупателя, но количество таких покупателей не очень велико. Держать данные сканеры на складе не выгодно. Большинство потребителей заказывает их в интернете, иногда непосредственно из Китая, хотя это по большому счету – лотерея. Если российскому поставщику ещё можно будет вернуть купленный товар, если его характеристики окажутся далекими от возможностей дилерского сканера, то в ситуации с заказом «аналога» из Китая можно только развести руками.

«Клоны» развивают специализацию

И все же, несмотря на все минусы, недорогие «клоны» дилерских сканеров оказали влияние и на рынок диагностического оборудования, и на рынок услуг.

«Цены на мультибрендовые сканеры после появления «аналогов» заметно снизились, – отмечает Есен Тюлеубеков. ­ - К  примеру, довольно популярный Launch X­431 подешевел сразу на несколько десятков тысяч рублей. То же самое касается и других широкоуниверсальных сканеров, которые традиционно использовались для диагностики по протоколу OBD и OBD II. Нельзя сказать, что «клоны» вытесняют с рынка мультибрендовые диагностические приборы, но они составляют конкуренцию и часто становятся не только главным диагностическим устройством на монобрендовых станциях, но и  вторым сканером на универсальном автосервисе».

Грубо говоря, если ранее для максимально широкого охвата рынка владельцы мультибрендовых СТО приобретали Carman Scan  и X-431, то теперь взамен одного из них на сервисе легко можно увидеть пару-тройку «клонов» немецких или европейских брендов (выбор зависит от предпочтений конкретного диагноста). Таким образом, и в среде универсальных мультибрендовых станций так же стали выделяться предприятия, имеющие специализацию Как правило, она выражается в выборе марок одной из стран производства (Япония, Корея, Германия, Франция, США) либо одного из глобальных концернов (Renault-Nissan Group, VAG, PSA, Toyota, Hyundai и т.д.). Без появления на рынке этих «серых» и доступных по цене  диагностических устройств развитие независимого рынка в этом направлении было бы, скорее всего, невозможным.
 

По материалам журнала "Трансервис. Автобизнес. №12"

27 Января 2014