Исследование рынка шиномонтажных мастерских

В середине ноября аналитики компании ДубльГИС обнародовали информацию о численности шиномонтажных мастерских в крупнейших городах России. Так, к примеру,  в Красноярске на 100 тыс. населения приходится 38 шиномонтажных мастерских, и это самый высокий показатель обеспеченности колесным сервисом в России. А по абсолютному числу мастерских в этом рейтинге предсказуемо лидирует Москва — по данным 2ГИС, в столице сегодня работает свыше 2200 колесных мастерских. Много это или мало? Заполнен ли рынок услуг шиномонтажа, или до пределов роста еще далеко? В вопросе разбирался корреспондент журнала «Трансервис.Автобизнес».

По городам и весям

Красноярск оказался городом с самой высокой концентрацией шиномонтажных мастерских на душу населения. На 100 тыс. горожан здесь приходится 38 шиномонтажных мастерских. Следом на пятки наступает Новосибирск – здесь на 100 тыс. жителей приходится 37 шиномонтажек. На третьем месте, уже с некоторым отставанием, идёт Екатеринбург – там концентрация числа колесных мастерских на такую же численность населения составляет 31 сервис. К слову, Москва по насыщенности шиномонтажками находится лишь во второй десятке, пропуская вперед, помимо названных лидеров, такие города как Нижний Новгород, Казань, Омск, Пермь, Самара, Санкт-Петербург и Уфа. При этом по абсолютному числу колесных мастерских Москва лидирует.

В чем же причина? Почему одни российские города-миллионники буквально кишат  шиномонтажками, а в других - их число невелико относительно общей численности населения. Ответ прост – ориентироваться стоит не на количество жителей городов, а на уровень их автомобилизации, и тогда все встанет на свои места.

Так, согласно официальным данным, сегодня Красноярск находится на втором месте по количеству автомобилей на душу населения. При населении в один миллион человек в городе зарегистрировано почти 400 тыс. автомобилей! Аналогичный, довольно высокий уровень автомобилизации отмечен и в Екатеринбурге: 670 тыс. автомобилей на 1,4 млн. жителей.

Правда, сибирская столица в этом списке является некоторым исключением. На 1,5 млн жителей, здесь зарегистрировано всего 550 тыс. автомобилей – по уровню автомобилизации Новосибирск уступает своему уральскому и восточносибирскому соседу. Однако столица Сибири является крупнейшим транспортным узлом международного значения. Отсюда в 10-часовой срок доставляются грузы и пассажиры до городов Сибири, Алтая, Казахстана и Средней Азии. Из города уходит ряд важных магистралей. Трафик транзитного транспорта, ежедневно проезжающего через город, настолько велик, что строительство обходов вокруг сибирского миллионника признано важнейшей частью транспортной стратегии федерального центра. Загрузка одного лишь северного обхода Новосибирска, запущенного в 2008 году, в летнее время достигает более 12 тысяч автомобилей в сутки. Таким образом, значение Новосибирска как транзитного центра федерального значения, определяет высокую концентрацию предложения услуг шиномонтажа, в том числе и грузового, который всегда концентрируется в окрестностях крупных городов вдоль магистралей федерального значения.

Москва хоть и является крупнейшим по численности населения мегаполисом (где официально проживает почти 12 миллионов человек, а неофициально на 2-6 миллионов больше)  – не самый автомобилизированный город в России. По статистике, на каждую тысячу человек здесь приходится почти 340 автомобилей, в пробках на дорогах стоит только третья часть населения, а все остальные ежедневно спускаются в метро. Но на самом деле и людей, и машин в Москве гораздо больше, ведь строго разграничить город и Московскую область невозможно. Вполне естественно, что по абсолютному количеству шиномонтажных мастерских Москва лидирует (2291 шиномонтажек), однако по концентрации услуг на душу населения столица находится лишь во второй десятке списка.



Москва, безусловно, является крупнейшим мультимодальным транспортным узлом нашей страны. Почему же в столице соотношение числа шинных сервисов к количеству зарегистрированных автомобилей настолько ниже, чем в Новосибирске? Очевидно, не последнюю роль в этом играет климат двух городов и особенности структуры автосервисного рынка. В Новосибирске полноценная зима длится 5-6 месяцев в году. Качество очистки городских улиц оставляет желать лучшего. Эксплуатация автомобиля в таких условиях на летней резине невозможна. Это одна из причин, по которой шиномонтажная мастерская сохраняет свою привлекательность как самостоятельный бизнес. В Москве шинный сервис, как самостоятельный пункт автосервисного обслуживания, вынужден испытывать гораздо больше негативных факторов: высокая стоимость производственной недвижимости, большое количество официальных дилерских сервисов (забирающих наиболее платежеспособных клиентов), более мягкий климат.

Сравнивая число колесных мастерских и количество автомобилей по городам, мы сможем узнать, насколько в них насыщен рынок услугами шиномонтажа.

Пределы роста

Хватает ли российским мегаполисам услуг шиномонтажных мастерских, или в этой сфере ощущается явный дефицит предложения – сказать сложно. Автомобильный рынок в России пока что находится в процессе становления. Аналогичный этап развития проходят и сопутствующие услуги автосервисов.

Однако когда специалисты пытаются понять, какие перспективы роста имеются у той или иной сферы автоуслуг, они невольно вынуждены обращать свой взор на уже сформировавшийся и наполненный услугами европейский автомобильный рынок.  И здесь разброс получается необычайный. Так, согласно сведениям международной маркетинговой компании GiPA Awards, во Франции на 38 млн. зарегистрированных автомобилей приходится всего 2200 колесных мастерских, то есть на 1 шиномонтажку, приходится в среднем более 17 000 автомобилей. В Германии при 46 млн. зарегистрированных автомобилях  и 5255 «колесных автосервисов» на 1 шиномонтажку приходится около 8700 автомобилей. Автопарк Великобритании насчитывает 33 миллиона зарегистрированных автомобилей при 2000 шиномонтажных мастерских, что позволяет нам сказать, что на 1 шиномонтажку здесь приходится 16 400 автомобилей. Италия с автопарком в 40 миллионов автомобилей располагает 5579 колесными автосервисами, что говорит о том, что здесь на 1 шиномонтажку приходится 7 300 автомобилей.

В чем же причина такого серьезного различия между западными странами? Александр Груздев, эксперт GiPA Awards, полагает, что все дело в структурных различиях европейских рынков. Так, к примеру, в Британии широко распространены так называемые fast fitter’ы, которые берут на себя значительную долю услуг  шиномонтажа. Однако под определение «шиномонтажных мастерских» они не подпадают.

Во Франции качественные услуги шиномонтажа обеспечивает плотно развитая сеть официальных дилеров. Во многих странах континентальной Европы нишу шиномонтажных мастерских занимают независимые автосервисы. В целом, по мнению Александра Груздева, сравнивать насыщенность услуг шиномонтажа в России и в европейских странах просто не корректно. На западе нет такой суровой зимы, как у нас. Соответственно, и уровень потребностей в услугах шиномонтажа там совсем иной.



Будет ли рост?

Среднестатистический автовладелец в течение года тратит на ремонт и обслуживание своей машины около 8-10 тыс. рублей, из которых 20-25% приходится на оплату услуг по шиномонтажу. С ростом числа автомобилей потребность в услугах шиномонтажных мастерских растет - ежегодный прирост рынка до 2012 года составлял около 20%. Так, к примеру, на данный момент емкость рынка услуг шиномонтажных мастерских только по Петербургу превышает 2 млрд руб. в год. Однако, по итогам 2013 года ожидается спад автомобильного рынка на 5-6%. Россияне стали покупать меньше автомобилей. На данном этапе экономического развития рынок насыщен. Роста спроса на услуги шиномонтажа в ближайшем будущем ждать не стоит.
 

По материалам журнала "Трансервис. Автобизнес

27 Февраля 2014