Дизельный сервис-центр. Игра стоит свеч

Доля дизельных двигателей на российском рынке постепенно увеличивается. Пока этот процесс наиболее заметен в сегменте легкого коммерческого транспорта, но постепенно растет число и легковых автомобилей, оборудованных дизельными моторами. В связи с этим на первый план выходит проблема постгарантийного сервисного обслуживания данных двигателей. По словам буквально всех участников рынка, данное направление авторемонта находится в серьезном кризисе.

В России структура рынка дизельных систем для автомобилей сильно отличается в зависимости от региона. На Дальнем Востоке очень высокий спрос на запасные части и обслуживание топливных систем Denso, которые стоят на большинстве японских дизельных двигателей. На втором месте – топливные системы Delphi, которые стоят на корейских автомобилях. В Сибири примерно половину рынка занимают системы Bosch, которые устанавливаются на подавляющее большинство европейских автомобилей. Значительные доли имеют Delphi и Denso. На европейской части России Bosch превалирует, доля Delphi и Denso заметно меньше, чем в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того, там нередко встречаются Siemens, Stanadyne, Detroit Diesel, которыми оборудованы американские и некоторые европейские автомобили. В целом рынок дизельных систем очень разнообразен, что создает дополнительные трудности для сервисных центров, которые работают в данном сегменте.

Спрос и предложение

По оценке участников рынка, количество сертифицированных дизельных сервисных центров таково, что сегодня они не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности рынка.

«На современном рынке сервисных услуг диагностику дизельной топливной аппаратуры предлагают максимум 20% СТО, а реально могут найти неисправность и её устранить — не более 10% СТО, – заявляет Николай Янковский, руководитель группы развития «Бош Авто Сервис» в России. ­ В этой ситуации владельцы такой техники обращаются на дилерские станции и мы видим сейчас, что дизель зарекомендовал себя не только как экономичный, но и как очень дорогой в ремонте. Тем не менее, джипы и микроавтобусы будут в основной своей массе дизельными, поэтому диагностика дизельных автомобилей – дело для СТО перспективное».

Непосредственно на местах ситуация выглядит и вовсе плачевно.

«Относительно неплохой можно назвать ситуацию с ремонтом дизельных топливных систем марки Bosch, – рассказывает Юрий Федорищев, технический руководитель компании «Дизель Техник» (г. Новосибирск)   ­ - В России есть всего 23 сервисных дилера Bosch (станции сети «Бош Дизель Центр»). Это компании, которые оказывают услуги по диагностике и ремонту дизельных двигателей. Однако большая часть этих компаний располагается в европейской части нашей страны. В Сибири и на Дальнем Востоке далеко не в каждом городе есть современный сервис, который может диагностировать дизельные двигатели. При этом Bosch ведь не единственный игрок на этом рынке. Большинство корейской техники работает на топливной системе фирмы Delphi. А сеть по ремонту этих машин в России очень слабая. Если же посмотреть в сегмент современной грузовой техники и спецтехники, то там вообще – непаханое поле для работы».

Кстати, дилерские сервисные центры тоже не берут на себя функции квалифицированных пунктов обслуживания дизельных двигателей.  Официальные дилеры не заинтересованы в развитии ремонтного рынка. У них автомобиль находится на обслуживании в пределах гарантийного срока. Негарантийных обращений в первые два-три года эксплуатации автомобиля немного.  Дилеру выгоднее предложить агрегатную замену сломанного узла, чем вкладывать деньги в развитие дизельного сервиса. Это дорого, и платит, как правило, автовладелец, а дилер и автопроизводитель зарабатывают на этом. К тому же в России распространена практика сокращенных сроков гарантии на дизельную топливную аппаратуру. Производители автомобилей объясняют это низким качеством дизельного топлива.

К тому же политика некоторых автопроизводителей такова, что они, в принципе, не обнародуют регламент по ремонту автомобилей в течение первых лет производства новой модели и не поставляют запчасти в свободную продажу. На обслуживании таких автомобилей зарабатывают только официальные дилеры.

Очевидным недостатком российского рынка обслуживания дизельных двигателей является отсутствие сегмента восстановленных деталей. В Европе и в США владелец автомобиля имеет возможность оставить на сервисе отдефектованный ТНВД, инжектор или любую другую деталь и получить восстановленную либо новую со значительной скидкой (20-30%). В России заводов по восстановлению нет, а вывозить детали б/у на восстановление в Европу нерентабельно из-за российских таможенных правил.

Конечно, есть большое количество автосервисов, которые пытаются решать проблему «на своем уровне», не имея ни должного оборудования, ни знаний. К сожалению, услуги именно такого уровня и преобладают на российском рынке. Главная причина – высокий уровень инвестиций в оборудование, в обучение персонала для дизельного сервиса.

«Владельцы бизнеса боятся вкладывать деньги в обучение сотрудников, – комментирует директор компании «ЛСВ­Транс» Александр Зубрицкий. ­ - Основной аргумент: «Я заплачу деньги, а он уйдет от меня к конкуренту». Вот и получается, что на рынке труда вертится несколько более­менее толковых специалистов, которые убеждены в своей незаменимости. А все остальные автосервисы, которые предлагают услуги по диагностике  и ремонту дизельных двигателей, работают «на коленках». Диагностируют с помощью обычного универсального мультимарочного сканера по протоколу OBD. Возможности такого диагностического оборудования сильно ограничены. «Снять» показатели с некоторых двигателей таким способом можно, а вот сравнить с эталонными значениями – нет. Для этого уже нужен сканер Bosch, Delphi или сканер производителя автомобиля».

По словам А. Зубрицкого, на российский рынок сильно влияет рынок  б/у запасных частей. Он сдерживает развитие цивилизованного рынка ремонта дизельных автомобилей. По стоимости так называемые «контрактные» запчасти дешевле, чем полноценный ремонт с использованием качественных запасных частей. Отсутствие гарантии на такие запчасти почему-то не останавливает российских автовладельцев. Они охотно пускаются в эту авантюру и, как правило, очень быстро снова оказываются на СТО. Но есть и обратная сторона вопроса. Многие дизельные сервисные центры себя дискредитировали, поскольку лишь единицы из них работают  строгом соответствии с технологией ремонта Bosch, Delphi и Denso. Остальные либо не знакомы с технологией, либо нарушают её, потому что клиент просит «сделать подешевле».

«Дешевле можно сделать только с нарушением технологии, – поясняет Александр Зубрицкий, ­ а нарушение технологии ремонта почти всегда приводит к возврату автомобиля в ремонт. Крайним в данной ситуации всегда остается владелец автомобиля. Вместо того, чтобы один раз заплатить за качественный ремонт, он платит несколько раз и так и не получает результата. Именно поэтому у нас сформировалось мнение, что  ремонт дизельного двигателя – это долго, дорого и неэффективно. На деле же, если соблюдать технологию ремонта, то официальные сервисные центры Bosch дают гарантию на выполненные работы не менее 1 года. Выходит, можно эффективно ремонтировать и современные дизели. А все разговоры о том, что в условиях автосервиса это невозможно, – это миф, который возник из-­за отсутствия знаний, оборудования и производственной дисциплины».

Сколько стоит дизель-центр построить?

О каких же цифрах идет речь при создании современного центра по диагностике и ремонту дизельного двигателя, который будет в состоянии диагностировать и ремонтировать системы Common Rail и ТНВД с электронным управлением? Чтобы ответить на этот вопрос, надо для начала составить перечень необходимого специализированного оборудования.

Ремонт дизельных двигателей можно разделить на два самостоятельных направления: диагностика и ремонт двигателя (включая капитальный ремонт) и ремонт топливной аппаратуры. Ремонт топливной аппаратуры – это самостоятельное направление, которое требует очень серьезных инвестиций в оборудование и в персонал. Нужны дорогостоящие испытательные стенды и очень хорошие специалисты.

По оценке эксперта, если говорить о ремонте компонентов топливной аппаратур, то перечень оборудования для диагностики дизельных топливных систем на примере BOSCH не очень большой:

• Системный тестер, например KTS

• Мотор-тестер, например FSA

• Тестер по обратному сливу

• Комплект манометров для измерения низкого и высокого давлений

• Специнструмент для монтажа и демонтажа компонентов (инжекторы, ТНВД и т.д.)

Иногда, если поток дизельных автомобилей велик, имеет смысл оснастить участок настольным стендом для инжекторов EPS200».

Директор компании ЛСВ-Транс рекомендует добавить к этому перечню оборудования набор для диагностики систем впрыска без снятия с автомобиля. В этом случае стоимость полного  комплекта оборудования увеличится на 200 000 - 250 000 руб.

«Но это, конечно, далеко не все инвестиции, которые потребуются предпринимателю, планирующему создать сервисный центр по диагностике дизельных двигателей, – отмечает Александр Зубрицкий. ­ - Второй серьезной статьёй расходов станет обучение специалистов. Могу предположить с высокой долей вероятности, что готовых специалистов он на рынке труда не найдет.  Обучение специалистов довольно дорогостоящий процесс. Семинары и курсы от производителей проводятся в основном в Москве и Санкт-­Петербурге. Они рассчитаны на специалистов, которые уже имеют довольно неплохой технический уровень: среднее специальное образование и опыт работы на автосервисе. Трехдневные семинары, которые проводит компания Bosch, стоят около 18 000 руб., не считая расходов на дорогу и проживание. В регионах России обучающие мероприятия проводятся нерегулярно».

Все названные выше цифры актуальны для станции, которая планирует заниматься диагностикой дизельных систем и заменой отдефектованных узлов и компонентов. Размер инвестиций увеличивается в десятки раз, если вы планируете организовать полноценный ремонт компонентов топливной аппаратуры. Испытательные стенды стоят несколько миллионов рублей.

«Для ремонта топливной аппаратуры только производства компании Bosch придется вложить в оборудование около 12 млн. руб. Чтобы ремонтировать ещё и аппаратуру Delphi, понадобится вложить ещё столько же. Технические центры, которые имеют такие технические возможности, за Уралом можно посчитать по пальцам», ­ - замечает Александр Зубрицкий.

По оценке Юрия Федорищева («Дизель-Техник»), организация полноценного сервиса по ремонту современных дизельных двигателей с цехом ремонта топливной аппаратуры обойдется новому участнику рынка примерно в 1 млн. евро.

«На автосервисном рынке не так много инвесторов, готовых к таким серьезным капиталовложениям, ­ - отмечает технический директор компании «Дизель Техник». - ­  Кроме того, надо отдавать себе отчет в том, что время полного возврата инвестиций будет намного дольше, чем в сфере обслуживания бензиновых двигателей. Дизельный автосервис такого уровня – это полноценное производственное предприятие».

Большинство инвесторов, которые планируют развивать направление дизельного сервиса, начинают с диагностики и ремонта двигателя, без создания цеха по ремонту топливной аппаратуры. Капиталовложения в оборудование при таком подходе не так велики, и это позволяет компании наработать базу клиентов, понять, какова структура рынка, какие модели топливной аппаратуры чаще всего попадают в ремонт, и уже в зависимости от этой структуры развивать направление по ремонту топливной аппаратуры. Такой подход – наиболее правильный, считают эксперты.

«Если вы решили создавать дизельный сервисный центр, то должны быть готовы к тому, что вам нужно будет постоянно развиваться – заниматься обучением сотрудников, покупать новые виды оборудования, – делится опытом Юрий Федорищев. ­ - К сожалению, многие владельцы дизельных станций техобслуживания  работают у нас по такому принципу:  один раз инвестировали в оборудование — и считают, что могут теперь лет 10 зарабатывать на этом деньги, ни о чем не беспокоясь. Нет.  Так не получится. Надо  понимать, какие потребности есть у рынка и как их можно удовлетворить.  Вообще, новичкам в этом бизнесе работать довольно тяжело – нужна поддержка со стороны более опытного партнера, который будет консультировать и помогать. Одних денег для успешного вхождения в данный бизнес не достаточно».

Возможно, большинство потенциальных инвесторов, дочитав до середины этой статьи, решили, что им не нужны все эти сложности. Гораздо проще вложить деньги в простой и понятный экспресс-сервис по обслуживанию бензиновых автомобилей. Согласен – это проще. Однако могу возразить. На российском рынке автосервисных услуг осталось не так много направлений для развития, которые имеют пока очень низкий уровень конкуренции. Дизельный сервис – это одно из таких направлений. Освоить его, действительно, не просто, но тот, у кого это получится, снимет такую «кассу», которая не снилась ни одному владельцу обычной СТО.

 

По материалам журнала "Трансервис. Автобизнес. №11"

27 Декабря 2013