Диагностика системы выбросов автомобиля

Текст: Thomas R.Tillman
Перевод: Стас Захаркин

Раньше я съеживался, когда в наш автосервис въезжала машина с неисправностями системы контроля выброса испарений. Обычно, проведя не менее трех часов в попытке найти проблему, я наконец выдавал своему боссу: «Я думаю, все дело в неисправности одной из деталей». Мы ставили клиенту новую запчасть и предлагали ему поездить так около недели, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. В 75-80% случаев мой диагноз оказывался верным.

Такой подход к делу очень беспокоил меня, и я был вынужден разработать алгоритм, который помогает последовательно диагностировать проблему. Я принялся читать всё, что мог найти о неисправностях топливного бака. Оказалось, моя самая большая ошибка заключалась в том, что я неправильно использовал измеритель давления при тестировании системы. Я использовал ручной вакуумный насос, измеряющий давление в дюймах ртутного столба, вместо водяного насоса, имеющего шкалу в дюймах водяного столба.

Я заметил, что моя дым-машина (генератор дыма) на своей шкале имеет деления, которые не предназначены для ртутных измерителей. Я никогда не понимал, как соотносятся друг с другом давление в фунтах на квадратный дюйм с давлением, рассчитываемым в дюймах водяного столба. Оказывается, 27.68 дюймов водяного столба примерно равны 1 единице давления ПСИ (фунт на квадратный дюйм или 0, 07 кг/см2). Также  я узнал, что 13.6 делений водяного столба примерно равны 1 делению ртутного столба. На данный момент я купил измеритель, позволяющий измерить как отрицательное, так и положительное давление от 0 до 15 дюймов водяного столба.

Также я столкнулся с тем, что, диагностируя систему выбросов испарений, большинство автоматических систем измеряет либо вакуумметрическое давление в топливном баке, либо давление в целом. Эту информацию необходимо внимательно изучить, прежде чем начинать работу по диагностике. Сейчас я всегда использую эти данные, а также информацию с измерителей, перед началом тестирования.

Хорошим примером служит система обнаружения утечек вакуумной системы (NVLD) автомобилей Chrysler. В нее вшита шкала, позволяющая измерять давление до 5 дюймов водяного столба. Переключатель деактивирует систему очистки испарительных газов, когда уровень давления возрастает до 1 дюйма водяного столба. Затем, когда топливный бак становится герметичным, NVLD сообщает об этом на борт компьютера. Когда давление достигает 5 дюймов, вода начинает подаваться на обратный клапан. Если насос функционирует исправно, то он сработает еще до того, как шкала деления достигнет 1 дюйма ртутного столба.

Дым-машина – самый эффективный инструмент для диагностики системы улавливания топливных испарений. Она не просто подает дым. Дым-машина имеет датчик воздушного потока, который фиксирует, какое количество воздуха поступает в систему. Датчик также показывает наличие утечек в системе. Пока система тестируется, измеритель давления в это время регулирует подачу воздуха до 3-4 дюймов водяного столба за одну минуту. Будьте осторожны: давление во время теста должно быть не выше, чем давление в бортовой системе автомобиля. Важное замечание: в машинах, на которых проверяется испарительная система выбросов, стоит постепенно менять давление на 5-7 дюймов водяного столба. Если показания датчика о поступлении воздуха останутся стабильными, то в системе имеются утечки.

Как правило, если давление воздуха, входящего в систему за одну минуту, составляет от 3 до 4 дюймов,  то утечка составляет 30-40%. Для определения точного размера утечки понадобится измеритель давления. Если манометр показывает на низкое давление – значит, масштабы утечки значительные, высокое давление (чуть ниже нормы) говорит о том, что утечка невелика.

Дым-машина также может подвергнуть испытаниям систему улавливания топливных испарений. Она должна расположиться таким образом, чтобы регулятор давления и односторонний обратный клапан встали на линию подачи воздуха. После того, как настраивается нужное давление, линию подачи воздуха можно отключить от дым-машины. Если система герметична, манометрическое давление останется стабильным. Кстати, в таком случае датчик, отслеживающий поток воздуха, покажет 0 дюймов за минуту воздуха. Таким образом, систему можно проверить на протяжении достаточно длительного периода времени, если это необходимо.

Теперь, после всех необходимых приготовлений, можно начинать детальную диагностику системы. Начинать стоит с визуального осмотра, стараясь проверить в первую очередь наиболее очевидные неисправности. Убедитесь, что подается питание для продувки соленоида при запущенном двигателе. После того как Вы проверите это, Вам пригодятся инструменты: понадобится диагностическое оборудование, которое запустит проверку системы, дым-машина, ручной вакуумный насос с шкалой водяного столба и бутылка с мыльным раствором воды. Вы можете вручную заземлить каждый соленоид, не используя диагностическое оборудование, однако, опыт показывает, что в этом случае автоматике будет сложнее протестировать систему.

Это типичные приготовления для стандартного тестирования системы улавливания топливных паров. Эта система состоит из очистительного соленоида, вентиляционного соленоида, переключателя (сенсора) давления в топливном баке. Нормальная система выдерживает тестирование при давлении до 7 дюймов водяного столба.

Во время теста мы намеренно разделяем систему на две части, изолируя очистительный соленоид и адсорбер от корпусного узла. Позже в ходе диагностики мы отделим адсорбер от бака.

Для начала стоит проверить очистительный соленоид и саму линию очистки. После подключения диагностического прибора стоит найти и отсоединить линию очистки от  адсорбера. Попробуйте вначале проверить только одно соединение. Затем присоедините ручной вакуумный насос (с водяным измерителем) с помощью очистительного соленоида к линии очистки. Медленно поднимайте давление в линии продувки с 5 до 7 дюймов водяного столба. Давление нужно успеть поднять до того, как диагностическое оборудование начнет продувку соленоида. Вакуум должен сдержать напор воздуха. Если этого не произошло, стоит подключить дым-машину к линии очистки. Регулируя поток воздуха, медленно доведите измеритель до значения 0,3-0,4 дюймов в минуту. Однако имейте в виду, что также на 0,3-0,4 дюйма будет расти объем возможных утечек. Вместе с ними будут расти и значения в измерителе давления. После того как расход воздуха стабилизируется, можно включать дым-машину. Дым не всегда может помочь обнаружить место утечки. В ход стоит пустить распылитель с мыльным раствором, обрызгав наиболее «подозрительные» зоны.

После этого необходимо обратить внимание на адсорбер, вентиляционный соленоид и бензобак. Вставьте ручной пневматический насос (с водяным измерителем) в продувочное отверстие на адсорбере. Включите диагностическое оборудование, закрыв вентиляционный соленоид. В продувочном отверстии поднимите давление с 5 до 7 дюймов водяного столба. Опять же, вакуум должен выдержать давление воздуха. Если этого не произошло, заткните отверстие на вентиляционном соленоиде и протестируйте адсорбер заново. Если на этот раз адсорбер сдерживает давление воздуха, значит, утечка происходит на впускном клапане. Однако если и теперь давление воздуха сразу же наполняет вакуум, следует отсоединить трубопровод бака от адсорбера и вставить его в свободное отверстие. Это изолирует адсорбер от бака.

Пока адсорбер герметичен, стоит протестировать систему заново. Если теперь все сработало, значит, утечка где-то в районе топливного бака. Однако если адсорбер так и не может сдержать поток воздуха, следует подключить дым-машину в продувочное отверстие на адсорбере. И установить значения до 0,3-0,4 дюйма  в минуту, пока работает датчик давления.  Датчик давления должен показать следующее. Если значения действительно показывают до 0,3-0,4 дюйма в минуту, эту часть системы следует протестировать «дымом». Как я уже отметил раньше, дым может не показать место расположения утечки. Подозреваемые места утечки стоит обрызгать мыльным раствором. В моем случае протекал сам корпус вентиляционного соленоида. Выступившие пузырьки воздуха показали места утечки довольно быстро.

Чтобы проверить топливный бак, повышают давление в одной из отключенных линий адсорбера, пока все остальные работают. Если линия не проходит тест, описанный ниже, то нужно начинать искать утечку. Кроме того, после использования «дыма» обрызгать мыльным раствором стоит и крышку топливного бака. Любые трещины в крышке будут отображаться и указывать на возможность утечек.

Наконец, перед тем, как использовать датчик давления в топливном баке или переключатель при тестировании системы, внимательно изучите технические характеристики устройств, заявленные производителем. Помните, превышение давления выше того, что могут выдержать датчик или переключатель, могут повредить устройства.

Обнаруживая ту или иную проблему в системе  улавливания топливных испарений, обязательно запоминайте пути ее решения. Вполне возможно, что эта же проблема встретится вам вновь, но уже на другом автомобиле. 

По материалам журнала "Трансервис. Автобизне"

31 Марта 2014